На Главную Тексты с семинаров Переводы Гостевая Участники проекта Связь по e-mail
Internet Reviewer of the World
Economic Situation

Студенческий проект. ФЭУ, УГТУ-УПИ
Екатеринбург, 2004г.
©IRWES, 2004
designed by estel

      ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ СТРАН АЗИИ

        1.АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

        В развивающихся странах преобладает традиционное потребительское (малотоварное)

    сельское хозяйство. Традиционный сектор представлен сотнями миллионов мелких наделов, продукции с которых хватает в основном на пропитание крестьянской семьи.

    Структура с/х производства.

    Сельское хозяйство практически всех стран мира состоит из двух крупных взаимосвязанных отраслей: земледелия и животноводства. В странах Ближнего и Среднего Востока преобладает пастбищное скотоводство.

    Главной отраслью земледелия является выращивание зерновых культур, производство которых к концу ХХ века увеличилось в два раза. Главным образом за счет резкого роста производства зерновых в Китае, Индии, странах Юго-восточной Азии.

    В развивающихся странах до 90% зерна используется на продовольственные нужды, тогда как в развитых менее 25%.

    Мировая торговля с/х продукцией.

    Доля с/х продукции в мировом экспорте неуклонно снижается. Такое снижение объясняется успехами в самообеспечении продовольствием Китая и Индии, стран Европы, а т.ж. использованием заменителей натурального с/х сырья и торговля готовыми к употреблению продовольственными товарами.

    2.ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    В развивающихся странах потребление первичных энергоресурсов в конце ХХ века сильно выросло из-за высоких темпов экономического роста, а т.ж. развитием в них базовых отраслей, включая добывающие, внедрением энергоемких технологий и массовым переходом к автомобильному транспорту.

    В развивающихся странах в 90-х гг. особенно быстро росла добыча угля (главным образом в Китае и Индии), тогда как добыча нефти и газа увеличивалась весьма низкими темпами. Причем производство энергоресурсов в развивающихся странах традиционно превышает потребление, особенно нефти (в 2,2 раза). Такой избыток энергоресурсов ведет к увеличению предложения нефти для поставки из развивающихся в промышленно развитые.

    3. ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    В развивающийся мир, прежде всего в новые индустриальные станы, перемещается производство химических волокон. Так в середине 90-х гг. на долю Китая, Тайваня, Южной Кореи и Индии приходилось свыше 30% мировой продукции.

    4.ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    Более половины мирового объема лесозаготовок приходится на дровяную древесину, что связано с широким ее использованием в качестве топлива в Индии, Индонезии, странах Африки и Латинской Америки.

    В перспективе следует ожидать дальнейшего увеличения и потребления лесных товаров. Основным же лимитирующим фактором является экологический. Предполагается более быстрый рост потребления бумаги и картона, древесных плит и более медленный пиломатериалов, древесного топлива. Возрастет значение вторичного использования древесных материалов.

    5. ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

    Важнейшей тенденцией в развитии мировой черной металлургии является перемещение ее в развивающиеся страны.

    В 1996 году Китай вышел в мировые лидеры по производству стали. Южная Корея практически сравнялась по этому показателю с Германией. Развивающиеся страны в основном производят рядовой металл. Поэтому ведущие корпорации Японии сокращают производство традиционной металлопродукции, но при этом расширяют выпуск сложных видов проката и …металлов.

    Выплавка тяжелых металлов окончательно переместилась в развивающиеся страны, которые все больше и больше осваивали заключительные стадии производства.

    6.ПРОИЗВОДСТВО МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

    Выделяется 4 главных машиностроительных региона мира. Восточная и Юго-восточная Азия образуют 3-й регион, где производится 25% продукции мирового машиностроения. В этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей и бытовой электроники.

    Япония концентрирует усилия на наукоемких производствах, переводя менее сложные подотрасли машиностроения в новые индустриальные страны. Выпуск с/х машин и несложного оборудования также перемещается в развивающиеся страны.

    Автомобилестроение во второй половине ХХ века превратилось в одну из наиболее динамичных отраслей машиностроения. В 90-е гг. на первое место вышла Япония, обогнав многолетнего лидера США. Резко растет производство легковых автомобилей в новых индустриальных странах, например Южная Корея. Большую роль в развитии данной отрасли играет автосборка. Почти половина развивающихся стран имеют автосборочные предприятия.

    Одновременно произошло перемещение судостроения из развитых стран в развивающиеся. Так Южная Корея вышла на первое место в мире, опередив прежнего лидера Японию. Крупными производителями стали Китай и Тайвань.

    Бытовая электроника, ориентированная на более дешевую рабочую силу, получила развитие в новых индустриальных странах и Китае.

    В целом вторая половина ХХ века стала периодом, когда машиностроение перестало быть уделом лишь развитых стран и получило широкое распространение в развивающемся мире.

    Страны, освоившие выпуск несложных, но трудоемких видов продукции, постепенно переходят к изготовлению продукции более высокого уровня, и в свою очередь передают несложные производства в менее развитые страны. Доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования составляет 10%.

    7.ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    Во второй половине 90-х гг. возникла тенденция к перемещению текстильного и швейного производств из развивающихся стран в развитые, что вызвано стремлением к расширению производства особо модных изделий поблизости от рынков сбыта (хотя изначально в этих отраслях решающую роль играет дешевизна труда, а не уровень технологий, поэтому эти отрасли перемещались в страны Южной и Юго-Восточной Азии).

    8.ТРАНСПОРТ

    Транспортные изменения в мировом грузообороте.

    Одна из важнейших тенденций в развитии мирового грузового транспорта является формирование контейнерной системы. В контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов.

    Складываются транснациональные контейнерные "мосты"-комбинация морского транспорта с маршрутными железно-дорожными составами (например: Восточное побережье США, Западная Европа - Ближний и Средний Восток).

    В пассажирских перевозках лидером является легкий автомобильный транспорт. Воздушный транспорт приблизился к уровню ж/д, а в недалекой перспективе может даже превысить его.


    Источник:

    Подготовила Коротких Александра
    IRWES, 2004

IRWES
  • Добавить в избранное
  • Новости
    Ресурсы
    Счетчик
    Хостинг от uCoz